Всякое поведение имеет позитивное намерение.
Из пресуппозиций НЛП:
«Всякое поведение имеет позитивное намерение».
Поводом для размышлений послужила мысль, высказанную в
форуме http://www.kuraev.ru/forum/tree.php?subj=20765
.одним из участников автор (Анна Любимова):
«Некоторые установки НЛП могут быть причиной
асоциального поведения человека. Так, одна из пресуппозиций НЛП – «любое
действие реализует позитивную интенцию» - может служить оправданием для
безнравственных и даже противозаконных действий. "Ну убил я соседа, но
ведь из позитивных же соображений исходил, очень мне его жена приглянулась».
Иначе
говоря, НЛП, выдвинув пресуппозицию о намерениях,
якобы тем самым проповедует преступную вседозволенность, ставит нлперцев выше
норм морали, и оправдывает любое поведение, в том числе и убийство.
Эта мысль так или иначе кочует по дискуссиям, посвященным
НЛП, поэтому я постараюсь показать, на основании каких ошибок (либо в
недостаточном знании НЛП, либо формальные ошибки в рассуждениях) построен этот
ложный вывод.
Ошибка первая (формально-логическая). В формулировке
пресуппозиции нигде не сказано, что наличием позитивного намерения
ОПРАВДЫВАЕТСЯ любое поведение. Нет, оно им всего лишь ОБЪЯСНЯЕТСЯ.
НЛП всего лишь вводит предположение (пресуппозицию), что есть такая связь, и
каждый нлпер с ней добровольно соглашается,
и соответственно готов учитывать в своей жизни и работе.
Надеюсь, разницу все понимают? Закон Архимеда тоже
объясняет, почему одни тела плавают в воде, а другие тонут. Но никто не может
обвинить Архимеда в том, что он оправдывает мафию, которая своим жертвам
заливает цементом ноги, перед тем как утопить.
Кроме того, в приведенной цитате совершенно произвольно
толкуется понятие «позитивное намерение (интенция)». Здесь, как я понимаю,
позитивное– это признак, указывающий на отношение к самому человеку. Позитивное
– значит направленное на решение какой-либо проблемы данного человека,
удовлетворение какой-либо его потребности (явной или скрытой). Его антипод «негативное» - по отношению к человеку
означало бы отказ от решения, то есть деструктивное действие. Как видите,
никакой моральной (то есть направленной извне) оценки тут пока нет. Пресуппозиция
констатирует лишь, что у психически здорового человека сознание (или
подсознание, как последний рубеж обороны) всегда действует в интересах данного
человека (руководствуясь его собственным
внутренним миром, как бы его не называть – картой, убеждениями или
совестью). И что любой, даже самый странный поступок человека всегда имеет
причину в нем самом, надо только уметь найти ее корни (а коли будет нужно – то
и исправить). Этому как раз и учит НЛП.
Ошибка вторая. Противопоставление поведения, намерения и
морали.
Сначала определимся с понятиями. В данном вопросе пересекаются два понятия: поведение и мораль.
Структуру поведения изучает психология (и НЛП в том числе), а мораль –
философия.
Что о поведении говорит психология? (заранее прошу прощения, если изложу
упрощенно или ошибусь в терминологии – пусть профессионалы меня поправят).
Насколько я помню, при анализе поведения рассматривают цели, мотивы, шаблоны и
стереотипы мышления и поведения, внутренние и внешние ограничения и пр.
Этические же стороны поведения изучает философия. В данном
случае мораль – философская категория.
Очевидно, что сравнивать разнородные категории нельзя, (все
равно что сравнивать круглое с зеленым). Можно только найти их точки
соприкосновения.. Например, найти на некой схеме все зеленые кружочки или только синие квадратики.
С точки зрения структуры поведения в психологии, мораль
может занимать в ней самые разные места. Часть ее может быть заложена глубоко в
ограничения или убеждения, другая – в стереотипы мышления или поведения, третья
- выступать в качестве внешних
регуляторов поведения (ограничений). Причем, в силу неоднородности морали,
разные ее пласты могут по-другому проецироваться на структуру поведения. Если
рассматривать структуру потребностей человека, то в ней требования морали опять
же отображаются по-своему.
Попробую привести несколько примеров (без претензии на
абсолютную истину, мне сейчас важен лишь ход рассуждений) .
Возьмем моральную норму
"Не укради". Где ее место в сознании? Сравним у трех человек:
У маленького ребенка – видимо, в убеждениях, внушенных
родителями и воспитателями.
У вора-карманника – в
приобретенном опыте, подкрепленном внешними факторами принуждения со
стороны общества.
У среднего гражданина – в собственных убеждениях,
подкрепленных, например, личным опытом.
Казалось бы, все просто. На самом же деле вопрос поставлен
не совсем правильно: мы не уточнили, о какой именно морали идет речь. Как
известно, единой морали не существует. В философии различают мораль
общественную и индивидуальную, мораль различается по различным пластам: по
историческим эпохам, по регионам, по общественным институтам, конфессиям,
социальным группам (классам), по возрасту, полу и т.д.
Нужно понять, каково на самом деле содержание этой нормы в
структуре морали (то есть с точки зрения философии)? И мы увидим, что она очень
неоднородна, и поэтому искать ее место в структуре сознания (психологии)
придется в самых разных местах, а не
только там, где я назвал выше.
Итак, приступим. Исходная формулировка "Не укради"
принадлежит, очевидно, в религиозному пласту морали. По крайней мере
на словах ее будут придерживаться все трое (ребенок, вор и середняк), если они
причисляют себя к верующим. Каков психологический механизм действия этого слоя
морали? Очевидно, он базируется на вере в спасение души (а это – убеждение), и
страхе совершить грех, за который последует наказание (и это убеждение). Если
сознание (или подсознание) ищет обходной
путь (карманнику надо прокормиться, а ребенок хочет стащить конфетку),
то все зависит от наличия других убеждений или более сильных страхов. Например,
у карманника страх умереть с голоду может быть сильнее страха согрешить. А у
ребенка может быть и другое убеждение (полученное на личном опыте), что если
согрешить, но потом покаяться, то родители простят плохой поступок. И он
переносит это убеждение и на отношения с Богом – исповедуюсь, и Бог простит
конфетку. ( А может быть и другое
убеждение- раз родители не заметили, может, и Бог не заметит?)
Возьмем другой пласт морали – социальный (классовый).
Скажите, наш средний гражданин способен украсть у ребенка конфету? Скорее
всего, нет. Его убеждения это запрещают (и для неверующего тоже). Он перестанет
себя уважать, а самоуважение – важный психологический фактор.
А может ли он проехать в электричке, и не взять билет?
А если ему выдают зарплату "черным налом", а в
ведомости он расписывается за фиктивную сумму (чтобы не платить подоходный
налог)?
Тут средний гражданин считает, что обмануть государство – не
грех, поскольку оно его не раз обманывало. И на его стороне общественная мораль
– значительная часть общества (практически весь тот слой, к которому он
принадлежит) придерживается того же мнения, и ведет себя так же.
Можем ли мы снова заглянуть в структуру сознания, чтобы
найти место этой морали? Да. Почему украсть у ребенка нельзя, а у государства
можно? Потому что эти два действия лежат, во-первых, на разных уровнях в
системе ценностей (идентификация "я и ребенок" или "я и
государство"), во-вторых, цели этих действий отвечают разным потребностям:
украсть у ребенка – практически никакой потребности не удовлетворяет (если только ты не садист),
а украсть у государства – значит обеспечить семью (это один из приоритетнейших
психологических факторов).
Да что там эти трое, взглянем на себя – кто из читающих эти
строки может поклясться, что у него на компьютере весь софт лицензионный? Или
что он никогда не покупал пиратский CD за 50-100 рублей? И какое моральное
оправдание мы для себя приводим, зная, что это 100%-ная кража?
Кроме того, требования как общественной, так и индивидуальной морали меняются, даже и в восприятии
отдельного человека. Они меняются как со временем, так и при перемещении по
пластам морали (при переходе в другую социальную группу, или переезде в другой
регион). Так, например, если раньше отношения "я – и государство"
распространялись и на собственное предприятие ("ты здесь хозяин, а не
гость, тащи с работы каждый гвоздь!"), то уже отношения "я – и моя
фирма" выглядят иначе. С точки зрения психологии – это уже и другая
идентификация, и другая система потребностей, и многое другое. А с точки зрения
морали – человек уже считает невозможным
воровать у собственной фирмы, и все чаще – придерживается тех же норм и
в отношениях с другими компаниями (понятие корпоративной чести на смену
принципу "не обманешь – не продашь!").
Как говаривали старики Маркс и Энгельс, "Бытие
определяет сознание!"
Короче говоря, таким же образом можно рассмотреть и любое другое требование морали, и найти его
происхождение (зачем его придумало общество), место в индивидуальном сознании и
механизм внедрения в него (убеждение, принуждение), в каких отношениях оно
находится с другими структурами сознания и поведения, и, наконец, предвидеть,
какие механизмы вступят в действие и каким будет ход решения той или иной
жизненной проблемы сознанием (или подсознанием) данного человека.
В общем, на нормах морали базируютсяте факторы - шаблоны и
стереотипы мышления и поведения, ограничения, убеждения, - которые так или
иначе принимают участие в принятии решений. Для общества наличие морали является фактором стабильности
(предсказуемость поведения, отсутствие видимых конфликтов), для индивида –
облегчает принятие решений, как бы перекладывает на общество ответственность за
большинство решений.
Причем, что важно – в этой констатации нет оценок
"хорошо" или "плохо"! Это -
как законы природы, или погода.
Это значит, что автоматическое следование нормам общественной морали вовсе не
гарантирует автоматического счастья, и в конкретном случае может даже принести
зло. И наоборот: отступление от норм общественной морали вовсе не всегда
является злом. Особенно ярко это проявляется в переходных эпохах жизни
общества, когда нормы общественной морали (как и законы) не поспевают за
переменами в жизни.
Но вернемся ко второй ошибке. Я постарался показать, что с
точки зрения психологии, изучающей (как и НЛП) структуру поведения человека,
нормы морали занимают свои определенные места, и абсолютно равноправны наряду с
другими факторами, определяющими поведение. И никуда они не исчезают только
потому, что на них взглянули под другим углом зрения, или назвали, допустим,
«убеждениями». Поэтому и нет никаких
причин говорить о вседозволенности.
Ошибка третья. Неявно предполагается, что наличие норм
морали предлагает человеку в ситуации выбора всегда единственное решение (ну и,
скорее всего, правильное). А отсутствие морали – дает произвольную свободу
выбора.
Вопрос о правильности решения я рассматривать не буду, а вот
насчет единственности – не согласен. Из множественной структуры общественной
морали следует, что разные пласты морали могут предлагать разные нормы (и
соответственно разные решения) в одной и той же ситуации.
Даже случай с билетом на электричку. Сидя среди 150
дачников, из которых хорошо если 10
человек заплатили за билет, я принадлежу к той же социальной группе, что и они.
И наша мораль меня не осудит, если я не взял билет, а вместо него приготовил
десятку для возможных контролеров. Даже еще и поддержит за это то, ведь у
контролеров тоже зарплата низкая! Это выбор №1.
Но допустим, я еду с детьми. Значит, я одновременно
принадлежу и к другой группе: я отец, и должен следовать семейной морали. Если
я не хочу подавать детям дурного примера, то возьму билеты и на себя, и на них.
Это выбор №2.
Третий случай: я еду с девушкой. Тут у меня сразу два выбора
– допустим, она студентка, и у них нет возможности платить. Я могу ее морально
поддержать, вспомнить, как сам был студентом, и поступить так же – не платить.
(№1). А могу поступить, как галантный кавалер (я ведь в данный момент
принадлежу и к этой группе, и на меня распространяются нормы поведения
джентльменов), и заплатить за нас обоих. (№2).
Иначе говоря, единственность выбора, диктуемого моралью –
это иллюзия, миф. В реальности даже следование нормам общественной морали
оставляет человеку возможность выбора. Другое дело, что зачастую мы обманываем
сами себя, боясь себе признаться в истинных мотивах того или иного поступка, и
предоставляя этот выбор подсознанию.
Разница же между человеком, изучавшим и не изучавшим НЛП,
заключается в том, что для неподготовленного человека любая норма морали
выглядит как некое "табу", вещь в себе, которая не поддается
осмыслению и должна исполняться не рассуждая. Иначе говоря, предмет веры.
А для обученного человека – нормы морали занимают в его
знаниях такое же место, как, например,
таблица Менделеева. И как знание
таблицы Менделеева не дает ему автоматически прав на нарушение законов природы
(нельзя химическим путем получить из свинца золото), так и знание НЛП не дает
ему никакой исключительности. Просто он в каждый момент точно знает, чем
объясняется его поступок, и берет за него на себя полную ответственность, не
перекладывая ее на других и не ссылаясь на чужое мнение.